Хартия E-mail. 10 правил приличия

О
Продолжаем тему нетикета

e-mail
Электронная почта уже настолько плотно вошла в нашу жизнь, что тем, кто у вас спрашивает адрес, вы автоматически называете свой e-mail. Не замечали за собой такого?


Безусловно, получать и отправлять электронные письма и быстрее и удобнее, чем бумажные. Но вести переписку?.. Здесь можно и поспорить. Часто бывает так, что получая сообщение, в котором мизер информации, нам приходится пролистывать предыдущие письма, которые занимают пол-экрана, да еще и само письмо растянуто до неприличия. А, ведь, это впустую потраченные наше время и наши нервы.

Сайт EMAIL CHARTER призывает подписать хартию (устав) e-mail. Они предлагают ознакомиться нам с десятью правилами, которые могут спасти уйму времени пользователей при работе с электронной почтой, которая все больше и больше топит нас и захватывает наше дорогое время. И дело всё не только в том, что приходит много сообщений. Часто проблема в том, что люди просто не делают простые вещи, способные сэкономить часы и годы жизни людям, с которыми они общаются.




Вот, эти 10 пунктов хартии e-mail:

1. Уважайте время получателя

Это фундаментальное правило. Как отправитель вы должны быть ответственны за то, чтобы свести к минимуму время на обработку вашего сообщения получателем. Пусть, даже вы на это потратите больше своего времени.

2. Коротко — не значит грубо

Давайте в письмах понятные ответы, но не занимайтесь графоманством. Читать ваше сочинение будете не вы и, вероятно, не только ваш получатель.

3. Вносите ясность

Начинайте  письмо с темы сообщения и, если возможно, добавьте статусные теги. [Info], [Action], [Не срочно], [Документы], … Если в письме будет больше пяти предложений, то раскройте суть письма без хитрых оборотов. Избегайте странных шрифтов или цветов.

4. Задавайте простые вопросы

Плохой манерой считается вставка четырех абзацев текста из предыдущей переписки и вопросом: «У кого какие мысли?». Вопрос лучше задавать после резюме прочитанного вами и с ограниченным числом ответов. Например:
Я прислал вам Договор. Когда вы сможете его подписать:
а) завтра;
б) на этой неделе;
в) требуются согласования.
Так вы исключаете пространные обсуждения, которые могут появиться только потому, что кому-то нечем больше заняться.

5. Аккуратнее с CC

Не добавляйте в копию писем лишние адреса, просто так, на всякий случай или еще хуже - "ответить всем". Это увеличит время ответа и часто может сделать вопрос неразрешимым. 

6. Не растягивайте тему

Бывает переписка, которая растягивается в длинную нить. Не отправляйте всю нить переписки, достаточно 3-4 последних писем, чтобы получатель мог понять контекст диалога. Вырезайте лишнее. Лучше перескажите своими словами о прошлых договоренностях. Можно по телефону.

7. Боритесь с лишними вложениями

Избегайте использовать графические файлы как логотипы или подписи, которые появляются в виде вложений. Каждый раз вы заставляете получателя проверять, что там нового во вложении. И не вкладывайте текстовую информацию в виде файла, если ее можно вставить текстом в письмо.

8. Пользуйтесь принятыми кодами EOM или NNTR

Используя в теме сообщения символы EOM (= End of message) вы говорите, что обсуждение закрыто. А NNTR (= No need to respond) — что отвечать не обязательно. Это экономит время и ваше и получателя.

9. Ограничивайте ответы

Вы не обязаны отвечать на каждое письмо. Особенно, если оно является окончательным ответом. И ваше "Спасибо за внимание" уже будет не знаком любезности, а раздражающим фактором. Ведь получателю пришлось потратить свое время, чтобы открыть письмо и прочитать ничего не значащую фразу. 

10. Отключайтесь!

Все мы хотим тратить поменьше времени в e-mail. Мы хотим получать поменьше писем. Попытайтесь договориться с коллегами о том, что половину рабочего дня вас в электронной почте не будет. Попробуйте проводить выходные без e-mail, а в автоответчике вставьте ссылку на этот пост.

Тем, кто этими пунктами согласен, подписать хартию E-mail можно здесь.


Ну, а в завершение предлагаю вспомнить известную переписку одного из банков




Удачи!

Статьи по теме:





Buffer

2 комментария :

  1. Спасибо автору, за его инициативу упорядочить переписку в Интернете!
    Однако, по-моему, с подписанием Хартии надо немного подождать. Не умаляя достоинств текста, написанного Spooman, думаю что его необходимо серьёзно доработать с тем, чтобы вся масса интернет-пользователей получила бы всеобъемлющий и одновременно краткий документ. В этом все вместе мы можем помочь.
    Кто-то сформулирует вопросы, которые должны быть освещены в таком документе, кто-то предложит формулировки ответов на них. Будет ли это хартия, рекомендации или что-то другое, тоже желательно обсудить.
    Вот конкретный пример, подтверждающий крайнюю необходимость упорядочения переписки.
    Два месяца назад мне предложили преподавание в летнем лагере и попросили выслать копии необходимых документов. Я тут же отправил их на адрес электронной почты поступившего письма. Когда же через две недели поинтересовался, почему нет подтверждения моего участия, оказалось, что моё сообщение они не получили и список преподавателей закрыли без меня.
    Стал выяснять, отчего так произошло. Оказалось, что сообщённый мне адрес имел вид: 42157S@mail.ru. Поскольку напечатан он был мелким шрифтом, естественно, я набрал: 421575@mail.ru, т.е. вместо прописной "S" написал цифру "5"! Последствия понятны.
    Кто пострадал -- я, кто виноват -- автор адреса, нарушивший элементарное правило: использовать только строчные буквы латиницы и цифры, без каких-либо иных знаков. А ведь сплошь и рядом используют нижнюю черту, которая всегда закрывается общим подчёркиванием, отчего не знаешь, черта там или пробел, букву "l", которую легко спутать с цифрой "1", длиннющие и сложные адреса, в которых так легко сделать ошибку и которые так трудно запомнить. И так далее.
    По поводу текста.
    В принципе почти со всем можно согласиться. За исключением последнего предложения пункта 7. нередки случаи, когда предпочтительнее именно прикрепление файлов. Например, если предполагается возможность их использования адресатами для различных целей (не надо каждому создавать всякий раз файлы, копировать в них текст, править, редактировать и форматировать его), при создании папки с перепиской по определённому вопросу и т.п.). Безусловно, в таких случаях необходимо, чтобы краткое название файлов отражало его содержание, а окошко "тема" было заполнено. Возможно и дублирование текста прикреплённого файла непосредственно в письме.
    Общее замечание. Хартия, как документ, не может содержать каких-либо разъяснений, только утверждения, с которыми соглашаются подписанты.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уважаемый Анатолий, а, ведь, это не моя инициатива упорядочить переписку и создать Хартию E-mail. Эта Хартия уже существует. Ее организовала группа английских пользователей Интернета и это они собирают подписи под этой Хартией.

      Текст взят с сайта EMAIL CHARTER. Я только сделал грубый машинный перевод текста, слегка сократив, и привел его к более или менее похожему на литературный русский язык. Ссылка на оригинал в тексте поста.

      А ваша идея создать свою Хартию E-mail мне нравится. Почему бы и не дать наш ответ буржунету? :)

      Удалить

Лицензия Creative Commons Материалы блога «Spoooman», созданные автором Владимиром Стариковым, публикуются на условиях лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 3.0 Непортированная.

AddThis