Древняя тема: НЕТИКЕТ (Netiquette)


Веб - это публичное место. В нем "ходят" разные люди, в том числе и дети. Уважайте окружающих. Если вы новичок, ведите себя как в гостях - будьте готовы изучить и понять чужие правила и принципы, прежде чем устанавливать свои.

Действительно, тема древняя. С тех пор, как только Интернет стал доступен миллионам пользователей, споры об этике поведения в сети не утихают до сих пор. 


Много статей написано на эту тему, много идет разговоров на форумах различных социальных сетей (и не только) о правилах поведения пользователей в Интернете. Видно тема эта вечная – неприкрытое хамство в комментариях к постам в серьезных блогах, матершина, флуд и полнейшая безграмотность, как была, так и продолжает процветать в сетях Рунета. И это печально… 



Никто не возьмется в одночасье вылечить эту болезнь, похоже, что она неизлечима, но профилактику проводить нужно.  


 



Итак, нетикет:



Нетикет (неологизм, является слиянием слов «сеть» (англ. net) и «этикет») — правила поведения.  Традиции и культура интернет-сообщества, которых придерживаются большинство.


Интернет практически не регулируется законами, за исключением тех случаев, когда к нему прямо применимы законы, действующие в "реале". Однако существуют некоторые обычаи и культура интернет-сообществ, которым следуют большинство пользователей. Этот неписаный закон называется нетикетом, то есть "сетевым этикетом". 



Перечисление всех идей нетикета могло бы занять много времени, поэтому я хочу ограничиться лишь несколькими примерами "правил хорошего тона" общения в Интернете из разных источников. 


Люди, привыкшие к правилам одного сетевого сообщества, могут невольно нарушить правила другого. Поэтому здесь мы рассмотрим правила одного из блогов:

  •          Перед тем, как становиться активным участником сетевого сообщества, желательно в течение определенного времени посещать его, оставляя минимум собственных комментариев, чтобы привыкнуть к правилам сообщества, а также узнать о некоторых его традициях.

  •          Прежде чем задать вопрос, не поленитесь воспользоваться поиском — быть может этот вопрос уже задавали, быть может уже на него дан ответ. На поднятие старой темы реакция обычно благосклонная, в то время как возобновление темы сначала обычно не приветствуется.

  •          Старайтесь делать свои записи удобочитаемыми. Например не стоит писать на транслите или заменять буквы похожими символами. Естественно, если запись трудно прочитать, ее скорее всего либо проигнорируют, либо отнесутся к ней отрицательно. Несоблюдение языковых норм также нередко приводит к предвзятому отношению.

Итак:

1. Флуд (от англ. flood — наводнение) Это сообщения в интернет-форумах и чатах, занимающие большие объемы и не несущие никакой полезной информации. Флуд распространяется как от нечего делать, так и с целью самоутвердиться.

2. Офтопик (иначе «oффтопик» или «oфф»или «оффтоп», от англ. off-topic) — сообщения не по теме (топику) текущего обсуждения или почтовой рассылки. Встречается, когда участники интернет-сообществ начинают общаться на второстепенные или (что более характерно) на совершенно отвлеченные темы, отличные от той, что объявлена в заголовке текущего обсуждения. Неприятность офтопика заключается в том, что люди, ищущие информацию по теме, записанной в заголовок темы, содержащей офтопик, заходят в ее обсуждение, надеясь увидеть там полезную информацию, но наталкиваются на информацию лишнюю, не приносящую им пользы. Таким образом, эффективность поиска может быть сильно снижена.

3. Матершиные слова. Если вы способны креативно с помощью мата соорудить свою мысль так, что она не заденет участников блога, то в принципе мы не против.

Соответственно прямое использование мата с целью нанести вред тому или иному участнику НАСТРОГО ЗАПРЕЩАЕТСЯ!!!

Все что не по правилам, будет удаляться!!!!!


Вот такие правила в этом конкретном блоге. Строгие, но справедливые.

Ниже я хочу привести короткие выдержки из книги Virginia Shea "Netiquette" ("Нетикет"). Хоть книга и была издана в конце ХХ века, своей актуальности она не потеряла и по сей день.


Что такое Netiquette?


Попросту - сетевой этикет или этикет в киберпространстве.

Этикет - это правила хорошего тона, принятые в той или иной социальной группе. 

Другими словами, Netiquette - это набор предписаний о том, как себя вести в сети Интернет. Когда Вы осваиваете новую культуру - а киберпространство, конечно, имеет собственную культуру - то можете совершать некоторые ошибки. Можно обидеть человека без ясной причины. Или, не поняв, о чем идет речь, выступать со своей резкой позицией. И, что немаловажно, в виртуальном пространстве легче забыть о том, что вы общаетесь с живыми людьми (а не просто настукиваете на клавиатуре некий текст). 

В результате - частично из-за этой "забывчивости", частично из-за того, что пользователи не пришли к предварительному согласию, некоторые (чаще всего, новички) делают всевозможные ошибки). 

Книга Netiquette имеет двоякую цель: помочь новичкам свести количество ошибок к минимуму, а также содействовать опытным пользователям Сети в "наущении" новичков. 

Вступительная часть документа исходит из того, что большинство людей предпочитает заводить друзей, а не врагов

Если Вы будете следовать нескольким простым правилам, то с меньшей вероятностью будете совершать ошибки, которые могут препятствовать приобретению друзей в Сети. Далее я привожу список основных правил поведения. Это выдержки из книги. Они не смогут ответить на все Ваши вопросы по Netiquette, но Вы сможете понять принципы, на которых он основан. 

Правило 1: Помните, что Вы говорите с человеком


Золотое правило, которому учили Вас еще в детском саду, а? Не делай другим то, что не хочешь получить от них сам. Поставьте себя на место человека, с которым говорите. Не забывайте о главном принципе сетевого этикета: всюду в Сети находятся реальные люди. 

Правило 2: Придерживайтесь тех же стандартов поведения, что и в реальной жизни


В реальной жизни большинство из нас подчиняется законам, иногда из-за ограничений, иногда из-за опасений быть пойманным. В виртуальном пространстве шансы быть пойманным сравнительно невелики. Люди иногда забывают о том, что "за экраном" находится живой человек, и думают, что в Сети правила поведения не так строги, как в обычной жизни. 

Соблюдайте этику общения. Не верьте тому, кто говорит: "Вся этика здесь заключается в том, что Вы сами для себя установите". Если вы встречаетесь с проблемой этического характера в киберпространстве, подумайте, как бы Вы поступили в реальной жизни. Скорее всего, Вы быстро найдете решение. 

Правило 3: Помните, где Вы находитесь в киберпространстве


Netiquette меняется от компьютера к компьютеру То, что без колебаний принимается в одном месте, могут посчитать за грубость в другом. Например, в конференциях, где обсуждаются телевизионные программы, разные слухи и сплетни - вполне нормальное явление. Но если вы решили вторгнуться с ними в журналистскую дискуссию, популярности это Вам не прибавит. А раз Netiquette всюду свой, то неплохо знать, где Вы находитесь в настоящий момент. Отсюда вывод: Не прыгайте наобум. Оказавшись в новой области виртуального пространства, сначала осмотритесь. Потратьте время на изучение обстановки - послушайте, как и о чем говорят люди. После этого вступайте в разговор. 

Правило 4: Уважайте время и возможности других


Существует стереотип, мол, что сегодня у людей остается все меньше времени, хотя (или, быть может, поэтому?) мы тратим меньше времени на сон и изобретаем новые устройства, позволяющие сэкономить время. Когда Вы посылаете электронную почту или отправляете сообщение в конференцию, Вы фактически претендуете на чье-то время. И тогда Вы отвечаете за то, чтобы адресат не потратил это время зря. 

Вы - не центр киберпространства (не пуп Земли). Вероятно, это напоминание излишне для многих пользователей. Но я все равно его включаю, так как подобные ошибки характерны для людей, с головой ушедших в какой-либо проект. Не ожидайте, что другие пользователи будут постоянно отвечать на Ваши вопросы или соглашаться с Вашими страстными аргументами. 

Сегодня можно послать копию по электронной почте - кому угодно. Иногда расылка собственной информации входит у людей едва ли не в привычку. Правильно ли это? У людей не так много времени для чтения сообщений, учитывая количество последних. Прежде, чем Вы отправите людям свое письмо, подумайте, действительно ли они нуждаются в нем. Если Вы ответите себе "нет", лучше не тратить их (и свое) время. Если же Вы сомневаетесь, подумайте дважды прежде, чем отправить сообщение. 

Правило 5: Сохраняйте лицо


Используйте преимущества анонимности. Я не хочу, чтобы у Вас создалось впечатление, будто Сеть - это мрачный и жестокий мир, полный людей, которые только и стремятся, что довести друг друга до инфаркта. В целом, все люди хотят, чтобы их любили. В Сети (например, в конференциях) Вы можете встретиться с теми, кого никогда бы не встретили в реальной жизни. И ни один из этих людей не видит Вас. Таким образом, никто не осудит Вас за цвет кожи, глаз, волос, за Ваш вес, возраст или манеру одеваться. Однако, Вас будут оценивать по тому, как Вы пишете. Для тех, кто находится в Сети, это имеет значение. Таким образом, правила грамматики играют важную роль. Если Вы уже давно работаете в Сети и приобрели опыт в этих вопросах, все-таки не грех совершенствоваться. 

Отдавайте себе отчет в том, что говорите. Осмысливайте содержание Вашего письма. Когда Вы хотите сказать, что-то вроде "мне кажется..." или "я слышал, что...", спросите себя - а не проверить ли еще раз правильность Ваших фактов. 

Не оскорбляйте пользователей. Наконец, будьте терпеливы и вежливы. Не употребляйте ненормативную лексику, не идите на конфликт ради самого конфликта. 

Вопрос: Допустимы ли в конференции ругательства? 
Только в тех областях, где подобный мусор считается формой искусства, например, в конференции USENET alt.tasteless. Обычно, если Вы считаете проклятие необходимым, то лучше использовать забавные выражения вроде "сладкий ты мой". Можно использовать также знак звездочки, например "ах ты, б****c!". Такие приемы вполне приемлемы в Сети. Вы избежите ненужных конфликтов, и всякий поймет, что Вы хотели сказать. 

Правило 6: Помогайте другим там, где Вы это можете делать


Наконец, после всех этих негативных моментов, один добрый совет. Почему задавать вопросы в виртуальном пространстве эффективно? Потому что Ваши вопросы читают многие люди, знающие на них ответ. И даже если квалифицированно ответят только несколько человек, общий объем знаний в Сети увеличится. Интернет сам по себе вырос из стремления ученых к обмену опытом. Постепенно в этот увлекательный процесс втянулись другие. Поэтому - участвуйте. Особенно важно обмениваться ответами на Ваши вопросы с другими пользователями. Если Вы лидируете в группе, в которой отсутствует список ответов на наиболее часто задаваемые вопросы, попробуйте написать такой. Если Вы обнаружили или сами сочинили документ, который по Вашему мнению может быть интересен другим, отправьте его в конференцию. Обмен опытом - увлекательное занятие. Это древняя и славная традиция Сети.

Правило 7: Не ввязывайтесь в конфликты и не допускайте их


Флеймы (flames) - это эмоциональные замечания, часто высказанные без учета мнения других участников разговора. Это сообщения, где такт - не самое главное, а цель - вызвать реакцию пользователей: "Ну, давай, скажи, что ты на самом деле думаешь об этом?" 

Запрещает ли Netiquette флеймы? Не совсем. Флеймы - тоже старая традиция Сети (а Netiquette никогда не противоречил традициям). Флеймы могуть доставлять удовольствие как сочинителям, так и читателям. А получатели флеймов часто заслуживают их. 

Правило 8: Уважайте право на частную переписку


Конечно, Вы не читаете электронную почту Ваших коллег. Однако, к сожалению, не все такие, как Вы. Эта тема заслуживает отдельной главы. Здесь я расскажу только одну небольшую историю, которая называется 

История про назойливого иностранного корреспондента:
В 1993 году один иностранный корреспондент (чей рейтинг был весьма велик) Московского отделения газеты Los Angeles Times был уличен в чтении электронной почты своих коллег. Последние начали подозревать неладное, когда в системных записях появились строчки, свидетельствующие о прочтении электронной почты в то время, когда "хозяева" не были рядом со своими компьютерами. Журналисты пошли на хитрость. Они устроили так, что на адрес газеты пришло заведомо ложное сообщение из другого зарубежного отделения газеты. Злополучный репортер вскоре задал своим коллегам вопрос по этой информации и - попался! В качестве дисциплинарного наказания репортер был немедленно переведен на другое, не столь престижное место в лос-анджелесское бюро газеты.
Мораль: Неуважение к тайне переписки - не только знак плохих манер. Подобные эксперименты могут стоить Вам работы. 

Правило 9: Не злоупотребляйте своими возможностями


Некоторые люди в виртуальном пространстве чувствуют себя профессионалами. Это асы в каждой сетевой игре, эксперты в каждом офисе и системные администраторы на каждой системе. 

Обладая более широкими знаниями, чем остальные пользователи, или имея в руках более широкие полномочия, эти люди автоматически получают преимущество. Однако это вовсе не означает, что они могут им пользоваться. Например, системные администраторы не должны читать частные почтовые сообщения. 

Правило 10: Учитесь прощать другим их ошибки


Каждый когда-то был новичком. И не каждый извлечет выгоду из этой книги. Поэтому когда кто-то допускает ошибку - будь это опечатка в слове, неосторожный флейм, глупый вопрос или неоправданно длинный ответ - будьте к этому снисходительны. Даже если руки чешутся ответить, подумайте дважды. Если Вы обладаете хорошими манерами, это еще не значит, что Вы имеете лицензию на преподавание этих манер всем остальным. Если же Вы решили обратить внимание пользователя на его/ее ошибку, сделайте это корректно и лучше не в конференции, а в частном письме. Дайте людям возможность посомневаться. И не будьте высокомерным и надменным. Как известно, исправления в тексте часто тоже содержат грамматические ошибки; также и указание на несоблюдение правил Netiquette, бывает, демонстрирует нарушение этого же Netiquette.

Что к этому всему можно добавить? 

Уважайте своих собеседников. 

Уважайте себя, ведь, то, что Вы напишете в инете, прочитает мн-о-о-го людей и по содержанию вашего коммента (поста) сложится мнение о Вас. И не тешьте себя тем, что вы спрятались за экраном монитора. Незримая связь  с собеседниками, все равно, существует и тот негатив, который Вы выплеснули в Интернет, обязательно к Вам же и вернется, но многократно умноженный.  

Граждане, будьте взаимно вежливы!
Давайте жить дружно. Мы все одной крови…


P.S. По этой теме есть хорошая подборка статей , где в лёгкой форме, с юмором, рассказывается о сетевом этикете. Рекомендую на досуге почитать.
P.P.S. Добрый совет: нарвавшись в инете на хамство или ввязавшись в склоку - дайте ссылку на эту статью. Адекватные люди, обычно, реагируют на это положительно и конфликт стихает. Проверено не раз!
 
Удачи!



Статьи по теме:







Buffer

17 комментариев :

  1. Спасибо, Володя! Просто замечательная и полезная статья, как правильно вести себя и общаться в Интернете.

    ОтветитьУдалить
  2. Антонина, я и сам люблю иногда немножко пофлудить. Но стараюсь делать это там, где атмосфера форума позволяет. А "тролли", которые появляются в социалках - это, действительно, проказа какая-то. Слава Богу, что в Spooo эта болезнь ещё не прижилась. Но, нужно быть начеку.

    ОтветитьУдалить
  3. А мне по поводу фразы: «…и тот негатив, который Вы выплеснули в Интернет, обязательно к Вам же и вернется, но многократно умноженный…» вспоминается другая: «Если человек плюнет на общество — общество утрётся, но если общество плюнет на человека — человек утонет»!

    ОтветитьУдалить
  4. Золотые слова. И к месту сказанные. Галина, как бы ни хорохорились одинокие хамы, всё-равно, мнение общества о них бьёт по их самолюбию. И пусть не притворяются, что им всё до лампочки...

    ОтветитьУдалить
  5. Владимир, очень хорошо, что Вы вновь и вновь публикуете статьи о Сетевом этикете! И здесь, и в Spooo! (Хотел сослаться на прикольные картинки... а они оказались тоже Вашими)

    Порой, так и хочется написать в личку некоторым "деятелям от Сети": "Ну не плюй же в колодец! Вылетит - мало не покажется!"

    Дело в том, что по нашим записям, которые (иногда к величайшему сожалению) остаются на всевозможных ресурсах очень и очень долго, пользователи так или иначе составляют мнение о нас.
    И если в обычной жизни мы большинство своих (а, тем более, чужих) высказываний попросту забываем, причем, забываем навсегда, то в Internet "сервер помнит всё"!

    ОтветитьУдалить
  6. Да, правы Вы Алексей, сто раз правы. Иногда, уходя с некоторых ресурсов (в основном соцсети Рунета), чувствуешь себя вывалявшимся в грязи. Брань, какие-то угрозы, оскорбления уже считаются там нормальным явлением. И напоминать людям на то, что они люди, а не стадо баранов, нужно. Поэтому я (хорошо, что не один) стараюсь подобными статьями такое напоминание делать. И вижу, что единомышленников у меня много. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  7. Просто отличная, статья и очень нужная. Это отличные правила и знать их, я считаю, должен знать каждый. Намного легче станет избежать возможных недоразумений и урезонить любителей распускать свой язык. Большое спасибо

    ОтветитьУдалить
  8. Плохо, что "тролли" не читают статьи. Нормальным, воспитанным людям такие статьи, вроде бы, и ни к чему. Хотя ...

    ОтветитьУдалить
  9. Оёёёй, а я давно искал эту статью! Ой порадовал ты меня хозяин блога, ай порадовал!!! Респект тебе и уважуха!!! Я твой читатель!!! ;)

    ОтветитьУдалить
  10. Дмитрий, почаще заходи в Spoooman. Я ещё интересных материалов накопал. Скоро опубликую. А по теме нетикета внизу этого поста ссылка есть "о сетевом этикете". Там много полезного, да и читать прикольно :))

    ОтветитьУдалить
  11. Отличная статья! Я закинула ссылочку на нее в свой профиль в соцсети. Думаю, многим было бы полезно ее прочесть.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Зульфия, нужно, чтобы не только в соцсетях ее читали. Эх, жалко, что не я все это сочинил.
      Я бы некоторые цитаты печатал бы в Twitter, Facebook и других ресурсах.
      А, так, у меня есть союзники. Я ошибаюсь?

      Удалить
  12. Хорошие правила этикета, видно что автор глубоко прочувствовал эту тему. Считаю, чно нанесение оскорбленя в интернете бьет еще больнее, чем в реальной жизни: как много гневных статей у вебмастеров на выходки хамов! И жаль, что автор блога не сам все написал, но все равно - спасибо. А я трудился :):http://prt56.ru/%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B0/kommentirovanie-na-blogax-delaj-eto-krasivo-i-pravilno.html Там все намного скромнее, но кое-какие рекомендации тоже полезны. Неправда ли?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Геннадий, мы делаем одно общее дело - пытаемся хоть немного очистить Интернет от грязи. Ссылку вашу попытаюсь сделать активной: Комментирование на блогах — делай это красиво и правильно!
      А шестой пункт правил вы все-таки нарушили ツ

      Удалить
    2. Ой, я кажется не совсем точно выразился о шестом пункте. Я имел в виду 6-й пункт правил, написанных в вашей статье, где говорится о граватаре.

      Удалить
  13. Борис Михеев23 нояб. 2012 г., 13:10:00

    Очень Разумные правила. Мало чем отличающиеся от тех, которые приняты в реальной жизни. И, как и в реальной жизни, очень немногте ими руководствуются.

    ОтветитьУдалить
  14. Да, Вы правы, Борис. К сожалению, правила в жизни не всегда являются руководством к действию. В том числе и правила "написанные кровью". Кто-то нарушает их от незнания, кто-то умышленно... Но в любом случае, изучать и повторять эти жизненные правила должен каждый.

    ОтветитьУдалить

Лицензия Creative Commons Материалы блога «Spoooman», созданные автором Владимиром Стариковым, публикуются на условиях лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 3.0 Непортированная.

AddThis